РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине
фото храма фото храма фото храма фото храма
Адрес: 127106 г. Москва, Алтуфьевское шоссе, стр.4, тел. (499) 201-51-66, (499) 903-88-18, fax: (499) 903-88-18
e-mail: rpb-v@yandex.ru

АРХАНГЕЛ МИХАИЛ


Архангел Михаил
     Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах человечества и Церкви.
     Догматическое учение об ангелах в Православии носит по большей части отрицательный характер, т.е. об ангелах мы больше можем сказать кем они не являются или чем не обладают, а не наоборот.
     Достоверно об ангелах мы знаем очень мало.
     Само слово "ангел" с греч. буквально означает "вестник" и указывает не на природу ангелов, а на исполняемое ими служение. Именно поэтому нет ничего странного в том, что "ангелами" в Священном Писании называются и люди, например, пророк Моисей (Чис. 20, 16).
     В Священном Писании ангелами в собственном смысле называются бестелесные духи: в книге Бытие, в 30 главе, говорится о стоящем у врат рая Херувиме с огненным мечом, в 28 главе - о видении патриархом Иаковом лестницы, по которой ангелы Божии восходили и нисходили и т.д.
     Священное Писание также свидетельствует о бытии ангелов: Архангел Гавриил возвещает Деве Марии благую весть о рождении от нее Спасителя мира, во многие события жизни Иисуса Христа отмечены присутствием ангелов - искушение в пустыне, Воскресение, Вознесение и т.д.
     Ангелы принимают непосредственное участие в жизни Церкви, например, ангел выводит апостола Петра из темницы.
     Общепринято считается, что ангельский или духовный мир сотворен прежде вещественного мира (см. у Иринея Лионского, Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова и др.). Святой Иоанн Дамаскин пишет: "Надлежало сотворить прежде всего умную сущность, потом чувственную, и после того из той и другой сущности - человека".
     Имя Михаил — на еврейском значит "Кто, как Бог". Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, — по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле.
     Среди них — архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания.
     Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: "Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго" (Тов. 12, 15).
     Архангел Михаил в Писании именуется "князем", "вождем воинства Господня" и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей.
     Именно он становится во главе Небесного воинства, когда диавол восстает против Бога. Отсюда его церковное именование "архистратиг", т. е. старший воин, вождь.
     Архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе.
     В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. "И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною". Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).
     В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26-28; 4 Цар. 19, 35).
     Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла.
     На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола.
В начале IV века Церковь установила праздник "Собора" (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом, который празднуется 8 ноября.

в начало страницы >>>

АРХАНГЕЛ ГАВРИИЛ


Архангел Гавриил
     На следующий день после праздника Благовещения совершается память — "Собор" (собственно, молитвенное собрание) в честь архангела Гавриила, принесшего Деве Марии весть о рождении от Нее Спасителя мира.
     Архангел Гавриил — это один из семи главных ангелов, которые, согласно книге Товита, "приносят молитвы святых и входят пред славу Святого" (Тов. 12, 15).
     Имя Гавриил означает на еврейском языке "сила Божия".
     Архангел Гавриил несколько раз упоминается в Священном Писании, как Небесный вестник, которого Бог посылает, чтобы возвестить людям Свои планы о спасении рода человеческого.
     Так, архангел Гавриил несколько раз являлся пророку Даниилу и раскрывал ему тайны пришествия Мессии, гонений антихриста и конца мира (Дан. 8, 16, 9-21).
     Перед пришествием Сына Божия в мир архангел Гавриил явился в храме старцу Захарии и сообщил ему о чудесном зачатии праведной Елисаветой Предтечи.
     По мнению некоторых отцов Церкви, именно архангел Гавриил послан был для подкрепления Спасителя во время молитвы в Гефсиманском саду и потом для того, чтобы возвестить Богоматери день Ее Успения.
     Вот почему в богослужебных книгах Церковь именует архангела Гавриила "служителем чудесе".
     На иконах архангел Гавриил изображается иногда с райской ветвью (белой лилией) в руке, которую по преданию он принес Деве Марии в день Благовещения.

в начало страницы >>>

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ


свт. Филарет

     Святитель Филарет, в миру Василий Михайлович Дроздов, родился 26 декабря 1782 года в городе Коломне Московской губернии, в семье соборного дьякона и преподавателя семинарии, впоследствии рукоположенного в сан священника.
      20 декабря 1791 года был отдан в Коломенскую духовную семинарию, где обучался вплоть до закрытия ее в 1799 году.
     После успешной сдачи экзамена в марте 1800 года Василий зачислен в философский класс Троицкой лаврской семинарии.
      21 ноября 1803 года, блестяще завершив курс и выдержав экзамен, произведенный лично Московским митрополитом Платоном (Левшиным), он был определен в семинарию учителем греческого и еврейского языков.
     Со временем раскрылся ярчайший дар слова будущего Святителя. В 1806 году митрополит Платон счел две проповеди своего воспитанника достойными печати. Тогда же, 30 августа, по его распоряжению, Василий Дроздов был назначен лаврским проповедником и получил должность учителя поэзии. 14 января 1808 года он перемещен в класс высшего красноречия и риторики. Под влиянием Владыки молодой преподаватель все более склонялся к избранию иноческого пути.
      16 ноября 1808 года он принял монашеский постриг с именем Филарет, а 21 ноября митрополит Платон совершил его рукоположение в иеродиакона.
     В декабре 1808 года отца Филарета неожиданно вызвали в Санкт-Петербург для преподавания в духовных учебных заведениях. Вскоре последовало назначение бакалавром философии и инспектором в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. 28 марта 1809 года митрополит Амвросий рукоположил его в иеромонаха, а 9 июля, при сохранении прежних обязанностей, он стал ректором Александро-Невского духовного училища.
      8 февраля 1810 года иеромонах Филарет был переведен в Академию бакалавром богословских наук, приобретая все большее признание как проповедник. 30 июня 1811 года он награжден наперсным крестом с драгоценными камнями "за отличие в проповедовании слова Божия"; 8 июля возведен в сан архимандрита. 11 марта 1812 года он назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии и профессором богословских наук, 27 марта - настоятелем Новгородского Юрьева монастыря, 10 апреля - присутствующим в Санкт-Петербургской духовной консистории.
     Благодаря энергии нового ректора, высшая духовная школа северной столицы стала примером для всех подобных учебных заведений. Вследствие этого в 1814 году отцу Филарету была поручена переработка академического устава 1808 года, с которой он блестяще справился.
     В свет начали постоянно выходить сочинения архимандрита Филарета, посвященные богословской, апологетической, историко-церковной тематике.
     "Записки на Книгу Бытия" и "Начертание церковно-библейской истории" (1816 г.) внесли много нового в российскую духовную литературу. В 1815 году Церковь приняла в обиход его первое литургическое произведение - "Молебное пение об избавлении Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык".
     Неустанная деятельность архимандрита Филарета на педагогическом, научном, административном поприще была отмечена орденом св. Владимира II степени (1813), присвоением звания доктора богословия (1814 г.), бриллиантовой панагией (1816 г.). 7 марта 1816 года он назначен настоятелем Московского ставропигиального Новоспасского монастыря, а 30 августа - членом Комиссии духовных училищ.
      5 августа 1817 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась его хиротония во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. 28 августа 1818 года он пожалован в кавалеры ордена св. Анны I степени. 15 марта 1819 года возведен в сан архиепископа, с назначением на Тверскую кафедру, и в члены Святейшего Синода; 26 сентября 1820 года - переведен в Ярославль. Наконец, 2 июля 1821 года последовало и самое ответственное назначение - в Московскую епархию.
     Трудно переоценить роль святителя Филарета в решении общецерковных вопросов той эпохи.
     В 1822 году по поручению Синода он составил "Христианский катехизис Православныя кафолическия Восточныя Греко-Российския Церкви", за который 2 июня 1823 года был удостоен ордена св. Александра Невского. В дальнейшем на данной основе святитель Филарет подготовил "Краткий катехизис" (1824), дважды редактировал "Христианский катехизис..." при переизданиях (1828 и 1839 гг.).
     Перу московского иерарха принадлежит "Сказание об открытии мощей святителя Митрофана Воронежского" (1832 г.).
     Святитель внес непосредственный творческий и решающий организационный вклад в осуществление синодального перевода Библии на русский язык. При его поддержке начался выпуск "Творений св. Отцев..." и ряда других периодических изданий духовного характера.
      26 марта 1839 года Владыка был пожалован орденом св. Владимира I степени за заслуги в деле воссоединения униатов с Православной Церковью. Целый ряд мер был предпринят им по распространению единоверия среди раскольников. Московский архипастырь почти ежегодно до 1842 года заседал в Синоде и имел большое влияние на ход дел. Везде и во всем Святитель отстаивал интересы Церкви, вступая при необходимости в конфликт с представителями светской власти. Такое противостояние политике обер-прокурора Синода, графа Н.А. Протасова практически навлекло на него опалу, в мае 1842 года он был удален из Санкт-Петербурга в свою епархию.
     Ревнитель православной государственности, святитель Филарет разработал многие законодательные документы Российской империи. В 1823 году, по поручению Александра I, им был составлен и сохранен в тайне акт о назначении наследником престола великого князя Николая Павловича.
     За верность престолу в критической ситуации Николай I пожаловал ему бриллиантовый крест на клобук, а 22 августа 1826 года, в день своей коронации, возвел в сан митрополита.
     При Александре II святитель был привлечен к подготовке манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости, который был обнародован 19 февраля 1861 года. Это было отмечено награждением его специально учрежденной для организаторов реформы золотой медалью "За труды по освобождению крестьян".
     Выдающуюся роль сыграл Митрополит Мосоквский Филарет в создании Храма Христа Спасителя. 20 июля 1838 г. он участвовал в перенесении с Воробьевых гор тех вещей, которые были положены там при первой закладке церкви, в Успенский собор на время до закладки Храма на новом месте. 10 сентября 1839 г. - произнес молитву на основание Храма и обращение к императору Николаю Павловичу. По высочайшей воле именно Преосвященный митрополит произвел выбор сюжетов для горельефов, которые он назначил в 1844 г. Святителю Филарету принадлежит идея создания Главного иконостаса в форме часовни. Кроме того владыко сделал немалый личный денежный вклад в строительство Храма.
     Епархиальное управление владыки Филарета было образцовым. Он стоял у истоков качественного усовершенствования системы образования будущих священников. Ему принадлежит достойная лепта в развитие просветительской деятельности Церкви.
     Многое сделал Владыка Митрополит для обеспечения нуждающихся, активизации благотворительных начинаний.
     Так, в основу работы Попечительства о бедных духовного звания лег написанный им Устав (1823 г.); при его участии осуществлялась деятельность Московского тюремного комитета и Московского опекунского совета.
      19 августа 1831 года митрополит Филарет был награжден орденом св. Андрея Первозванного за самоотверженный труд во время эпидемии холеры.
     В 1830-е - 1850-е годы это страшное бедствие неоднократно постигало епархию. И каждый раз Святитель, являя пример личного мужества, находился со своей паствой.
     В 1842 году Филарет составил "Правила благоустройства монашеских братств в Москве". Истинный аскет по духу и образу жизни, он всемерно способствовал устроению обителей, основав четыре женских и два мужских монастыря, в числе коих и знаменитый Гефсиманский скит.
     В совершенстве владея словом, митрополит Филарет необычайно обогатил сокровищницу церковного красноречия. Многие его проповеди были переведены на различные иностранные языки. Замечательно также поэтическое наследие архипастыря, из которого наиболее известны ответ А.С. Пушкину "Не напрасно, не случайно..,", "Вечерняя песнь путешественника" и перевод с греческого "Песни увещательной" св. Григория Богослова.
      5 августа 1867 года вся Россия отмечала 50-летний юбилей служения Филарета в архиерейском сане.
     Высочайшим рескриптом, помимо самых почетных церковных наград, в числе которых - панагия, украшенная драгоценными камнями, на бриллиантовой цепочке, ему были пожалованы в память служения при трех государях настольные изображения Александра I, Николая I и Александра II, соединенные вместе и осыпанные бриллиантами.
      19 ноября 1867 года высокопреосвященный Филарет скончался на Московском Троицком подворье. Он был погребен в Троице-Сергиевой Лавре, в приделе св. праведного Филарета Милостивого близ южной стены Духовской церкви, построенном в 1867 году как усыпальница почитаемому Святителю.
     В 1994 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви святитель Филарет был причислен к лику святых.
Память его празднуется 19 ноября / 2 декабря.
      8 июня 2004 года мощи святителя Филарета были перенесены из Свято-Троице-Сергиевой Лавры в Москву, где и по сей день находятся в Храме Христа Спасителя

Акафист святителю Филарету >>>
в начало страницы >>>

ПРАВЕДНЫЙ ЛАЗАРЬ


икона Воскрешение Лазаря

     Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил с сестрами своими недалеко от Иерусалима, в селении Вифания.
     Лазарь и его сестры удостаивались от Господа Иисуса Христа особенного благоволения (Иоан. 11:3.). Во время Своей земной жизни, Господь часто посещал их дом в Вифании, Лазаря называл Своим другом (Иоан. 11:11.), а незадолго до Своих страданий воскресил Лазаря из мертвых, после того как он находился уже четыре дня во гробе. После этого события о Лазаре в Св. Писании упоминается еще один только раз, а именно, когда за шесть дней до Пасхи Господь пришел опять в Вифанию, то там был и воскрешенный Лазарь (Иоан.12:1-2).
     В то время, когда Господь находился в Вифании, многие из иудеев узнали, что Он там, и пришли не только ради Иисуса Христа, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
     Многие из них убеждались в истине чуда, совершенного Господом, обращались к вере в Него и делались Его последователями.
     Видя это, первосвященники тогда же положили убить и Лазаря (Иоан.12:9-11.). Более о Лазаре из Евангелия нам ничего неизвестно.
     Священное Предание говорит, что Лазарь, по воскресении своем, оставался в живых еще 30 лет, был епископом на острове Кипре, где подобно апостолам много потрудился в распространении христианства, и там же мирно скончался.
     В IX веке по рождестве Христовом святые мощи праведного Лазаря были обретены в городе Китии, где они лежали в земле, в мраморном ковчеге, на котором было написано: "Лазарь четверодневный, друг Христов".
     Святые мощи были вынуты из земли и положены в серебряную раку, а при императоре Византийском Льве Мудром перенесены в Константинополь, и положены в храме во имя праведного Лазаря, построенном еще императором Василием Македонянином.

в начало страницы >>>

БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА


блаж. Матрона

     Матрона Григорьевна Белякова, известная среди своих многочисленных почитателей под именем Матреши, родилась 6 ноября 1864 г. в деревне Анемнясево, Касимовского уезда, Рязанской губернии.
     До семи лет Матреша была обычным нормальным ребенком, как и все дети ее возраста, гуляла и играла со своими сверстниками и подружками, любила, вспоминала она, ловить бабочек. “Посажу их, бывало, на окошко и не пускаю, - этим только и грешна была...”
     Нерадостна была жизнь ребенка в родной семье, где ей приходилось терпеть обиды, ругань, побои. Однако еще большие страдания ждали девочку в дальнейшем.
     После перенесенной в семилетнем возрасте оспы, она навсегда осталась слепой. Несмотря на это, ей было поручено нянчить своих младших сестренок и братьев. Конечно, слепой малышке было тяжело справляться с этим делом.
     Однажды, когда Матреше было уже 10 лет, она по обыкновению нянчила сестренку и нечаянно уронила ее с крыльца на землю. Страшно испугавшись, она заплакала и сама со страха прыгнула туда же.
     “В этот момент подошла мать, она схватила меня и начала бить. Так она меня била, так била, - вспоминала Матреша, - что мне очень тяжело и трудно стало, и мне привиделось в этот момент: я увидела Царицу Небесную. Я сказала об этом матери, а она меня опять стала бить. Так видение повторилось три раза, и я все говорила об этом матери, а мать все больше и больше била меня”.
     И так избила ее мать, что с тех пор она не могла ни ходить, ни сидеть, а только лежала. Слепая изувеченная девочка навсегда лишилась возможности что-либо делать. Она стала совершенно беспомощной, могла только лежать, и уже не вставала с кровати всю свою дальнейшую жизнь. Это была жизнь мученицы, пригвожденной к одру.
     В родительском доме Матреша лежала до 17 лет, терпеливо перенося всякие скорби и обиды, причиняемые родными, и только в молитве находя себе утешение и отраду.
     Постепенно к ней стал ходить народ. Односельчане знали о страдальческой жизни девушки и относились к ней с чувством благоговейного уважения. Они верили, что эта страдалица угодна Богу, а, значит, Он слышит ее молитвы. Поэтому к ней приходили за помощью и получали ее. И все больше и больше шли люди со своими нуждами, скорбями и болезнями. С течением времени эти посещения приняли характер настоящего паломничества.
     По своему внешнему виду Матреша была настолько мала, что казалась десятилетним ребенком. Очевидно, с тех пор, когда она лишилась возможности ходить, тело ее не росло и навсегда осталось таким, каким было в 10 лет. Она имела возможность переворачиваться с бока на бок, шевелить ручками и брать небольшие предметы. Она легко и свободно разговаривала и пела священные песнопения удивительно чистым и звонким детским голосом.
     Очень уважала Матреша духовенство и к каждому священнику всегда и неизменно относилась с глубоким благоговением.
     Никто не знает, как она молилась Богу. Известно только, что она знала наизусть очень много молитв, многие акафисты и церковные песнопения, которые запоминала, когда кто-нибудь читал их или пел.
     Находясь безвыходно в своей комнатке, Матреша знала многих святых и находилась с ними во внутреннем благодатном общении, хотя никогда их не видела и не говорила с ними.
     Очень почитала Матреша блаженную Марию Ивановну Дивеевскую, так же, как и Мария Ивановна, в свою очередь, знала и любила ее. Между ними установилось какое-то особенно тесное внутреннее общение, какая-то особенно глубокая внутренняя связь, причем ни дальность расстояния, ни другие материальные преграды не служили препятствием для этого общения.
     Страдания не повергли ее в пучину отчаяния и тоски, наоборот, душа ее преисполнилась живой верой и надеждой на Бога, сердце ее зажглось деятельной любовью ко всем и каждому, отозвалось полным состраданием и сочувствием на всякое несчастье, горе, беду, на всякую немощь человеческую. И Матреша не скрыла в себе этот великий дар Божий, не утаила его от людей и щедро делилась им со всеми, кто к ней приходил.
     Вереницы людей тянулись ежедневно к Матреше не только из ближайших окрестностей, но и из всех мест и уголков нашей обширной Родины.
     Многие, не имея возможности побывать у Матреши лично, присылали ей письма с просьбой помолиться за них, и такие просьбы никогда не оставались тщетными.
     Матреша своим внутренним, духовным взором как бы насквозь видела каждого из своих посетителей и каждому давала то, что для него нужно, полезно, необходимо в зависимости от его настроенности, его духовных немощей и нужд, в зависимости от условий и обстоятельств, среди которых ему приходится жить.
     Одних она учила и наставляла, других обличала и раскрывала им их грехи и пороки, третьих ободряла и утешала в тяжелых обстоятельствах жизни, четвертых предупреждала, указывая последствия их ошибочного пути, стремлений и намерений, пятых исцеляла от болезней, и всех вместе старалась направить на путь истинной, богоугодной христианской жизни.
     Некоторым из своих посетителей Матреша давала различные вещи: иконки, крестики, камушки, принесенные ей из святых мест, просфоры, святую воду, масло, иногда - предметы церковной утвари и облачений, вышедшие из употребления за ветхостью. Давала не просто так, а в назидание, в целях указания на что-нибудь или для исцеления от болезней.
     Одна женщина жаловалась Матреше: “У меня полна изба ребят, они учатся, я должна на них стряпать и выполнять все домашние работы. Рада бы в церковь пойти, да нельзя дом-то бросить”.
     Матреша дала этой женщине икону Божией Матери, известную под названием “Запечной”, и при этом ничего не сказала. На иконе этой изображена Божия Матерь в том виде, в каком Она явилась одной женщине, которая, будучи привязана к домашнему хозяйству, молилась за печкой. Этим Матреша дала понять женщине, что Царица Небесная слышит везде усердную молитву.
     Все вещи, полученные от Матреши, люди хранили с большим благоговением как ее благословение, веря в то, что по молитвам Матреши вещи эти имеют благодатную силу и дают исцеления.
     Последние дни блаженной Матроны были наполнены новыми скорбями.
     Летом 1935 г. в Белькове было заведено дело “попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой”. Были арестованы 10 человек. Всех уже отправили в Рязань и Москву, а Матрону трогать боялись.
     Наконец было собрано колхозное собрание, на котором постановили “изъять” Матрону Григорьевну Белякову как “вредного элемента”. Из 300 жителей села подписались 24 активиста. Все, кто был близок к Матроне, свято берегли ее имя и светлый образ, никто ее не оклеветал, никто не оказался предателем. Сельсовет же дал характеристику на Белякову М. Г.: “Данная гр. является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на темную массу... Ввиду этого задерживается ход коллективизации”.
     После отправки заключенных в Рязань, была послана машина и за Матроной. Подъехали к ее дому днем, не таясь. Вошли. Тут их охватил страх, подойти боялись. По долгу службы подошел председатель сельсовета и, преодолевая страх, поднял Матренушку с ее дощатой постели. Матреша закричала тоненьким голоском. Народ оцепенел. Председатель стал выносить ее и в дверях сказал:
     - Ой, какая ты легкая!
     Матреша ответила:
     - И твои детки такими легкими будут...
     Все дети председателя перестали расти после ареста Матроны. А сам председатель несколько лет спустя очень тяжело умирал. От боли он кричал так громко, что слышало полдеревни. В народе говорили: “Это тебе не Матрешеньку поднимать!..”
     Но он позвал священника, искренне и горячо покаялся в своих грехах и умер в мире с Церковью.
     Матрону же увезли в Москву, где она прожила почти год. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму, но пробыла там недолго, потому что сделалась объектом почитания заключенных, которые начали петь акафисты и молиться. Ее надо было куда-то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъема заключенных.
     По другим данным, безнадежно болевшая мать следователя, ведшего дело Матроны, получила исцеление по ее молитвам, и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил Матрону в дом престарелых и увечных больных.
     Документально засвидетельствовано, что Блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 г. в доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Ее могила до сих пор остается безвестной.
     Зато с уверенностью можно сказать, что молитвенную помощь блаженной Матроны чувствовали и ощущали не только 60 лет назад, но и поныне. Те, кто обращаются к ней за помощью, получают просимое, особенно ей молятся о даровании детей.
     Память с Собором Рязанских святых - 10/23 июня.
     День преставления, летняя память - 16/29 июля.

Акафист блаженной Матроне >>>
в начало страницы >>>

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК
протоиерей
ИОАНН ХРУСТАЛЕВ


фото
     Священномученик Иоанн родился в 1875 году в селе Починки Серпуховского уезда Московской губернии в семье диакона Василия Хрусталева. Окончив Духовную семинарию, Иоанн в 1900 году был рукоположен во диакона к Казанскому Головинскому женскому монастырю, где прослужил два года, а затем был переведен в храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Владыкино Московского уезда и возведен в сан протоиерея. Супруга священника, Юлия, скончалась в тридцать семь лет, и ему в значительной степени самому пришлось воспитывать восемь детей.
     Одна из дочерей отца Иоанна впоследствии вышла замуж за домоуправа в доме, где жила семья священника, Григория Румянцева, человека неверующего. В том же доме жил псаломщик храма Николай Некрасов, а в соседнем – протодиакон Сергий Станиславлев.
     Григорий был человеком беспутным и пьющим, часто затевал конфликты и при этом распространял о себе слухи, что он является негласным сотрудником НКВД и может способствовать аресту любого человека. Противник Церкви, он давно хлопотал перед властями о том, чтобы храм в селе Владыкино был закрыт и отдан под клуб. В 1937 году его вызвал к себе начальник районного НКВД и потребовал, чтобы он подписал лжесвидетельства на некоторых людей для их последующего ареста. Григорий согласился подписать документы на клир храма Рождества Пресвятой Богородицы: тестя-священника, диакона и псаломщика. Однако, от него потребовали, чтобы он подписал бумаги и еще на целый ряд людей, на что он не согласился и предложил иные кандидатуры, предполагая с помощью НКВД свести с ними счеты, но с этим уже начальник районного отдела НКВД был не согласен, заявив, что, если тот не подпишет, что от него требуют, то будет сам арестован. фото
     В октябре 1937 года в редакцию газеты «Рабочая Москва» пришел донос на Григория Румянцева; он обвинялся в том, что отпущенные для ремонта дома средства использовал для ремонта своих помещений, а, кроме того, что он «бывший офицер, сын торговца, окружив себя “своими” людьми, родственниками, ведет политику озлобления масс... выдает себя за бывшего секретного сотрудника и что он может каждого изолировать в 24 часа, кто посмеет выступить против него». Заявление было отправлено в НКВД, и 20 октября последовало распоряжение допросить доносчика.
      19 ноября 1937 года священник Иоанн Хрусталев, 21 ноября Григорий Румянцев, а 26 ноября протодиакон Сергий Владиславлев и псаломщик Николай Некрасов были арестованы. икона Допрос каждого продолжался едва ли более четверти часа, а затем все они были заключены в Таганскую тюрьму.
     "Следствию известно, что вы вместе с Румянцевым, Станиславлевым и Некрасовым среди рабочих проводили контрреволюционную агитацию, а также распространяли в среде верующих провокационные контрреволюционные слухи о советской власти", – объявил следователь отцу Иоанну.
     "Нет, я виновным себя не признаю, никаких контрреволюционных разговоров я среди верующих не проводил", – ответил священник.
     Отец Иоанн был расстрелян 10 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
     Священномученик протоиерей Иоанн Хрусталев был причислен к лику святых в сонме новомучеников и исповедников Российских, пострадавших на Бутовском полигоне, решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 марта 2007 года.

смотреть Журнал Синода >>>

     Память новомученика совершается в первое воскресение, начиная от 25 января/7 февраля.
     В этот день вспоминается его преставление.

смотреть подробнее >>>
в начало страницы >>>


СВЯЩЕННОМУЧЕНИК
протодиакон
СЕРГИЙ СТАНИСЛАВЛЕВ


фото
     Священномученик Сергий родился 4 сентября 1884 года в селе Ивантеевка Московского уезда Московской губернии в семье священника Спасской церкви Григория Степановича Станиславлева. В 1900 году Сергей окончил Донское духовное училище, в 1906-м – Московскую Духовную семинарию и женился на дочери священника Знаменской церкви в селе Перово Николая Петропавловского, Александре. Несколько лет он был преподавателем, а в 1910 году был рукоположен во диакона к одному из храмов в Сергиевом Посаде, затем перешел служить в Москву в домовой храм при Вдовьем доме, после революции, когда начались гонения на Русскую Православную Церковь, он некоторое время служил в Вознесенском монастыре, затем в 1921 году в Спасской церкви в селе Тешилово Клинского района Московской области, а с 1924 года – в храме Рождества Богородицы во Владыкино. Был возведен в сан протодиакона.
     После ареста протодиакон был отведен в районное отделение, и следователь спросил его, кого из священнослужителей он знает. Протодиакон Сергий ответил:
      – Я знаю священника Хрусталева и псаломщика Некрасова. Имею с ними связь исключительно делового характера, в религиозном духе.
      – Следствию известно, что вы вместе с Хрусталевым, Некрасовым и Румянцевым среди жителей Владыкина проводили контрреволюционную агитацию против партии и советской власти, а также распространяли клеветнические слухи о жизни и быте рабочих и колхозников в СССР. Признаете себя в этом виновным?
      – Контрреволюционную агитацию я никогда не проводил и виновным себя не признаю.
     Услышав, какие обвинения ему предъявляются, отец Сергий спросил следователя:
      – Какие факты дают основание НКВД предъявлять мне подобные обвинения?
      – Факты найдем! – уверенно ответил следователь и занялся оформлением протокола допроса.
     Из ответа следователя отец Сергий понял, что факты будут представлены позже на последующих допросах. После оформления протокола допроса, протодиакона отвезли сначала в тюрьму на Лубянку, а затем в Таганскую. Но никаких допросов больше не было.
      12 декабря 1937 года протодиакона Сергия отправили в составе большого этапа на Дальний Восток. Только по прибытии во 2-ое отделение Бамлага протодиакону Сергию зачитали приговор, после чего он был отправлен на общие работы. Здесь силы быстро покинули его, он тяжело заболел, был актирован и отправлен в лагерь, где содержались инвалиды. 12 марта 1939 года отец Сергий отправил жалобу в НКВД. «В прошлом, – писал он, – я не имел ни капитала, ни земли, ни домовладений, ни особого положения в обществе. С приходом советской власти я ничего не потерял... И тот факт, что за двадцать лет существования советской власти я ни разу не подвергался ни аресту, ни административным взысканиям, ни приводам свидетельствует о том, что у меня никогда не было антисоветского настроения... Считая обвинение построенным на ложных показаниях и потому неправильным... прошу... постановление... пересмотреть, меру наказания отменить, из-под стражи освободить и возвратить меня в семью свободных граждан». Ответа на это письмо от властей не последовало. Протодиакон Сергий Станиславлев скончался от голода в Амурлаге 16 ноября 1942 года.

в начало страницы >>>

МУЧЕНИК
НИКОЛАЙ НЕКРАСОВ

     Мученик Николай родился в 1872 году в Москве в семье псаломщика Николая Некрасова. В 1907 году Николай окончил Духовную семинарию и служил псаломщиком в храме в честь митрополита Московского Алексия в Москве, а затем перешел служить в храм Рождества Богородицы в селе Владыкино. Сохранились сведения о его внешнем облике: он был среднего роста, брюнет, с небольшой бородкой.
     Следователь, удостоверившись, что Николай Николаевич знает священника, диакона и Румянцева, спросил:
      – Следствие располагает данными о том, что вы совместно с Хрусталевым, Станиславлевым и Румянцевым проводили контрреволюционную агитацию против партии и советской власти. Признаете в этом себя виновным?
      – Контрреволюционной агитацией я никогда не занимался и виновным себя не признаю.
     Были допрошены свидетели, которые подписались под протоколами показаний, составленными следователями.
      5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила протоиерея Иоанна Хрусталева к расстрелу, протодиакона Сергия Станиславлева, псаломщика Николая Некрасова и оговорившего их Григория Румянцева – к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
     Псаломщик Николай Некрасов был отправлен в Сусловское отделение Сиблага, где 7 марта 1938 года скончался.

в начало страницы >>>